Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Ратное дело » Техника и вооружение

Бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ и БРДМ-2)

После того как первые отечественные бронетранспортеры стали поступать на вооружение Советской Армии, встал вопрос и об оснащении ими разведывательных групп. Ведь им чаще других приходится передвигаться по незнакомой местности, преодолевая овраги, заболоченные участки, водоемы и другие естественные препятствия. Для обычных колесных бронетранспортеров они оставались практически непреодолимыми. Поэтому-то и было решено создать качественно новую, мобильную бронемашину, использовав для резкого повышения ее проходимости все, что было накоплено к тому времени как в СССР, так и за  рубежом. Эта машина должна была уверенно плавать, даже когда высота волн достигала 0,5 м, преодолевать на суше сложные профильные препятствия, в том числе рвы и траншеи шириной до 1,2 м.

За решение столь смелой задачи взялся коллектив ОКБ, который ранее создал бронетранспортёр БТР-40. Опыт постройки плавающих машин у сотрудников конструкторского бюро уже был – к тому времени они разработали и сдали в производство транспортеры-амфибии.

Первоначально предполагалось, что новая машина станет плавающей модификацией БТР-40, поэтому ей присвоили индекс 40П. Однако в процессе проектирования, начатого в конце 1954 года, стали вырисовываться контуры совершенно оригинальной, бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ), не имевшей аналогов ни у нас, ни за границей.

Ведущий конструктор В.К.Рубцов выбрал для БРДМ переднемоторную схему двухосного полноприводного шасси. Целый ряд агрегатов пришлось проектировать заново или существенно переделывать. Двигатель ГАЗ-40П форсировали до предела, допускаемого надежностью. Предвидя более тяжелые условия его работы на плаву, когда люки воздухозаборника закрыты, конструкторы усилили систему охлаждения. Увеличенный радиатор, оснащенный системой обратного тока воздуха, имел мощный вентилятор, связанный с двигателем карданным валом. При движении на плаву воду и масло дополнительно охлаждали два теплообменника.

На новой машине впервые применили герметичные, саморегулируемые тормоза, полностью защищенные от влаги и пыли. Их наружные барабаны хорошо охлаждались даже при напряженной работе. Шины увеличенного размера с регулируемым давлением имели централизованную систему подкачки с внутренним – через ступицу колеса – подводом воздуха. Мощный компрессор с ресивером в случае прострела шин восполнял утечку воздуха.

Эластичные шины, прочный руль, усиленные рессоры на резиновых подушках с восемью гндроамортизаторами позволяли значительно поднять средние скорости при движении по бездорожью. Машина могла преодолевать подъемы до 31°, снег глубиной до 0,65 м и любые пески.

Для движения по воде конструкторы предполагали установить обычный гребной винт. Однако при проектировании его заменили водометом с четырех лопастным рабочим колесом (от плавающего танка) – движителем более компактным, обеспечивающим хорошую маневренность на плаву. Достаточно сказать, что радиус поворота БРДМ не превышал 1,5 м. Кроме того, водомет использовался при необходимости и для откачки воды, поступавшей внутрь корпуса через пробоины.

К середине 50-х годов потребовалось улучшить проходимость по полю боя, в частности через окопы. До той поры колесные боевые машины в этом отношении уступали: гусеничным. Не оправдала себя установка дополнительных опорных колес – неподвижных, как на довоенных броневиках, или опускающихся, но неприводных.

И все-таки создатели легкой двухосной БРДМ нашли оригинальное решение этой проблемы. Они установили посредине машины, на рычагах, опускаемых с помощью авиационного гидропривода, четыре дополнительных самолетных колеса (по 2 на борт) с приводом от трансмиссии. Благодаря им машина превращалась как бы в восьмиколесную, преодолевавшую траншею шириной до 1,22 м. Это решение оказалось удачным и нашло применение на некоторых следующих образцах боевых колесных машин. В топких местах экипаж БРДМ использовал для самовытаскивания кабестан.

Несущий корпус БРДМ сваривали из катаных листов брони разной толщины, рациональная форма обеспечивала ему минимальное сопротивление на плаву. Бронированная, открытая сверху рубка вмещала экипаж и трех десантников. Для водителя и командира были предусмотрены смотровые люки с крышками, в которых имелись пуленепробиваемые приборы наблюдения. Кроме того, водитель располагал перископом. В задней стенке рубки были двери для безопасного выхода из машины под огнем.

Впереди, на вертлюге, открыто устанавливался станковый пулемет СГМБ (боезапас 1250 патронов), обычно находившийся в рубке. На корме и в бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия экипажа и десантников. Все машины оснащались танковыми рациями.

Первый образец БРДМ был построен в феврале 1956 года, и в следующем году, после испытаний (в том числе и на Черном море) его приняли на вооружение. В конце 1957 года была выпущена опытная серия БРДМ. Через год БРДМ оснастили бронированной крышей с двумя люками, что значительно повысило живучесть машин, а потом вооружили более современным пулеметом ПКТ. В целом машина получилась удачной – подвижной, маневренной, обладавшей высокой проходимостью и хорошей плавучестью. По основным показателям БРДМ, широко применявшаяся разведывательными подразделениями, превосходила зарубежные боевые машины аналогичного назначения. Несколько позже на БРДМ устанавливали пусковые установки противотанковых и зенитных ракет, другое современное оружие. Кроме того, БРДМ применяли для радиационно-химической разведки.

На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:

  • 2П27 — боевая машина ПТРК 2К16 «Шмель»;
  • 2П32 — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга»;
  • 2П32М — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга-М»;
  • 9П110 — боевая машина ПТРК 9К14М «Малютка-М»;
  • БРДМ-РХ — машина химической разведки.

Однако к середине 60-х уже и БРДМ перестала удовлетворять требованиям военных, имелись существенные недостатки, главный из которых заключался в недостаточной огневой мощи 7,62-мм пулемета СГМБ. Кроме того, наружное расположение пулемета делало пулеметчика легко уязвимым. К недостаткам конструкции БРДМ также можно отнести плохой обзор механика-водителя и командира, а также несовершенство приборов наблюдения. И тогда на Горьковском автозаводе конструкторской группой В.А.Дедкова была разработана новая машина.

Новая БРДМ была принята на вооружение под названием БРДМ-2 в мае 1962 года. Серийное производство машины было организованно в 1963 году на Горьковском автомобильном заводе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе, где оно и продолжалось до 1989 года. 

Внешне БРДМ-2 напоминала укороченный вариант бронетранспортёра БТР-60ПБ, появившийся уже после неё. Дело в том, что БТР-60ПА, существовавший на момент начала разработки БРДМ-2, имел открытый cверху корпус, а БРДМ-2, заимствовавшая у шестидесятки заднемоторную компоновку и водомётный движитель,сразу же имела и бронированную крышу и расположенное во вращающейся бронебашне основное и вспомогательное вооружение. Оценив преимущество этих двух новшеств, военные и попросили конструкторов перенести их на БТР-60, в результате чего получился БТР-60ПБ.

Длина БРДМ-2 при 3100-миллиметровой колёсной базе составляла 5700 миллиметров, а ширина корпуса – 2262 мм. Высота же при полной загрузке и давлении в шинах, равном 2,8 кг/кв. см и 330-миллиметровом клиренсе составляет 2395 мм.

Безрамная машина с несущим бронекорпусом была оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах и устройством для преодоления окопов и траншей, которая представляет собой по два дополнительных колеса меньшего диаметра на каждый борт, выпускаемые в случае надобности как убирающиеся шасси самолёта. Колёса эти, кстати говоря, и были авиационными. При этом они были не бегунковыми, а ведущими – крутящий момент на них передавался цепью от коробки отбора мощности.

Отделение управления находится в носовой части корпуса, где расположены органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения, радиостанция Р-123, сиденья водителя и командира.

Сиденья имеют продольную регулировку, регулировку наклона спинки и механизм подъёма, фиксирующий эти спинки в трёх положениях.

Боевое отделение находится в средней части корпуса. В его задней части располагаются люки для доступа в отделение силовой установки изнутри машины.

В боевом отделении размещены башня на погоне, установленном на крыше машины, два одноместных сиденья для экипажа, подвесное сиденье стрелка, регулируемое по высоте. В средней боевого отделения размещена раздаточная коробка. Этот агрегат закрыт герметичным кожухом.

Сварная башня, изготовленная из броневых листов, имеет форму усеченного конуса. В ней по периметру проёма для маски вооружения установлены щитки, препятствующие в боевых условиях проникновению свинцовых брызг внутрь машины. Башня вращается на шариковом погоне, который представляет собой большой радиально-упорный подшипник наружным диаметром 1424 мм.

Вооружение БРДМ-2 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах от −5 до +30 градусов, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, а горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих 2,6-кратное увеличение при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров, а из ПКТ — до 1500 метров. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП. ПКТ же, имеющий боекомплект в 2000 патронов в восьми лентах предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника.

Отделение силовой установки расположено в кормовой части корпуса. В нем размещены двигатель, генераторная установка. водяные и масляные радиаторы, водяной и масляный теплобменнники, компрессор, пусковой подогреватель с его топливным баком, а также коробка передач с коробкой отбора мощности и привод ручного пуска двигателя.

На БРДМ-2 установлен четырехтактный, V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель. Этот мотор является модификацией двигателя от автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» с пониженной до 6,7-кратного значения степенью сжатия. При 100-миллиметровом диаметре цилиндра и 88-миллиметровом ходе поршня мотор имеет 5,529-литровый рабочий объём. При 3300 оборотах в минуту мотор выдаёт 140-сильную мощность.

Два бензиновых бака установлены в кормовой части машины справа и слева в изолированных от отделения силовой установки отсеках. Вместимость каждого бака равна 140 литрам.

Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром 500 мм. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.

Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, в которой использовались телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса была смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 4000 кгс.

На базе БРДМ-2 были разработаны и серийно выпускались бронированная машина управления БРДМ-2У, бронированная машина радиохимической разведки БРДМ-2РХБ, боевые машины для ПТУР Фаланга, Малютка и Конкурс.

Машины на базе БРДМ-2:

  • 9П19 — боевая машина ПТРК «Глаз»;
  • 9П122 — боевая машина ПТРК 9К11М «Малютка-М»;
  • 9П124 — боевая машина ПТРК 2К8М «Фаланга-М»;
  • 9П133 — боевая машина ПТРК 9К11П «Малютка-П»;
  • 9П137 — боевая машина ПТРК 2К8П «Фаланга-П»;
  • 9П148 — боевая машина ПТРК 9К113 «Конкурс»;
  • БРДМ-2РХБ — машина химической разведки оснащена приборами войсковой химической и радиационной разведки;
  • БРДМ-2У — командно-штабная машина;
  • 9А31 — боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1»;
  • ЗС-72Б — звуковещательная станция средней мощности;
  • ЗС-82 — звуковещательная станция средней мощности;

Машина и ее модификации поставлялась на экспорт во все страны Варшавского договора и, кроме того, в Алжир, Анголу, Афганистан, Бенин, Бурунди, Вьетнам, Гвинею, Египет, Замбию, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, на Кубу, Конго, Ливию, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Монголию, Намибию, Никарагуа, Перу, Сирию, Судан, Танзанию, Чад, Уганду и Эфиопию и Югославию. 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ. (41-3902010 ИЭ)

В настоящей Инструкции изложены сведения, необходимые для правильной эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 и поддержании ее в постоянной готовности к действию (Девятнадцатое издание). Скачать...

Модификации:

БРДМ-2М(А) — модернизированный вариант БРДМ-2. Производитель — Арзамасский машиностроительный завод. Машина облегчена — сняты бортовые колесные механизмы повышения проходимости, вместо них появились трапециевидные двери от БТР-70. Подвеска унифицирована с БТР-80. Вместо бензинового двигателя установлен турбодизельный двигатель Д-245.9 мощностью 136 л.с.. БРДМ оснащен башней БПУ-1, вооруженной 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ (причем угол обстрела КПВТ увеличен до +60°) и оборудован современными радиостанциями Р-163 или Р-173.

БРДМ-2ЛД — украинская модернизация БРДМ-2, производится ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», путем установки дизельного двигателя СМД-21-08 украинского производства.

БРДМ-2ДИ «Хазар» — украинская модернизация БРДМ-2 2005 года, производится ГП «Николаевский ремонтно-механический завод» путем установки дизельного двигателя IVECO и нового комплекса вооружения.

БРДМ-2ДП — украинская модернизация БРДМ-2. Облегченная модификация, оснащенная дизельным двигателем, производится ЧАО «Завод „Маяк"», г.Киев. Вооружение — носовой 12,7-мм пулемёт ДШКМ и 2 бортовых 7,62-мм пулемёта СГМБ. Также машина оборудована боковой дверью для десанта, съёмными противокумулятивными сетками и устройством для преодоления траншей и окопов.

БРДМ-2МБ1 — белорусская модернизация БРДМ-2, производится ОАО «140 ремонтный завод». Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2, мощностью 155л.с., боевой модуль Адунок и системой видеонаблюдения. Вооружён 12,7-мм пулемётом НСВТ. Экипаж увеличен до 7 человек.

BRDM-2M-96i — модернизированный вариант, созданный в 1997 году в Польше. На машину установлены шестицилиндровый дизельный двигатель Iveco Aifo 8040, новые тормоза

BRDM-2M-96ik «Szakal» — модификация, разработанная в 2003 году в Польше. На машину установлены шестицилиндровый дизельный двигатель Iveco Aifo 8040SRC, новая радиостанция RRC-9500, кондиционер и решетчатые противокумулятивные экраны. Вместо 14,5-мм пулемёта в башне установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.

BRDM-2M-97 «Żbik-B» — дальнейшая модернизация BRDM-2M-96i. Оснащена шестицилиндровым дизельным двигателемIveco Aifo 8040 SRC-21.11, новой трансмиссией и дополнительным оборудованием.

БРДМ-2Т — украинская модернизация БРДМ-2, компании «Техимпекс». Демонтированы дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, как у БТР-70, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2, мощностью 155л.с., передние и задние габаритные фонари БТР-70, новые колёса с бескамерными шинами. Пулемёт КПВТ заменён на 12,7-мм НСВТ. Так же возможна установка других боевых модулей.

Курјак — модернизированный вариант производства Сербии.

LOT-B — чешская модернизированная версия.

LOT-V — командирская версия LOT-B.

   



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/БРДМ
Категория: Техника и вооружение | Добавил: kubik (22.02.2014)
Просмотров: 10119 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]