Главная » Статьи » Ратное дело » Техника и вооружение |
Р-381Т «Таран» автоматизированный комплекс радиоразведки (в диапазоне от 1,5 до 1000 мГц), основное использование в тактическом и оперативно-тактическом звене. В базовом варианте комплекс состоит из 7 машин: 1 ед. Р-381Т3 – АСОИ (автоматизированная станция обработки информации); 4 ед. Р-381Т2 – станция радиоразведки УКВ диапазона радиосвязи противника (30-100 мГц); 2 ед. Р-381Т1 – станция радиоразведки КВ диапазона радиосвязи противника (1,5-30 мГц), УКВ диапазона радиосвязи авиации противника (100-400 мГц), радиорелейной связи (300-1000 мГц). Дальность ведения разведки до Возможен вариант комплекса из 5 машин: 1 ед. Р-381Т3; 2 ед. Р-381Т2; 2 ед. Р-381Т1. Есть варианты использования отдельных машин и т.д. Создавался комплекс Харьковским КБ «Протон» на базе МТ-ЛБу в 80-е для замены устаревшего Р-381 «Рама» в ротах Р и РТР орб (отдельный разведывательный батальон). Рота Р и РТР (прим. 70 человек личного состава) имела структуру: - Управление; - ГОИ (группа обработки информации), Р-381Т3, нач. ГОИ, офицер ОИ, 3 переводчика, р/механик, вод.-мех. - 1 взв. р/разведки, Р-381Т2 – 2 ед., ком.взв., 2 нач.расчета и т.д.; - 2 взв. р/разведки, Р-381Т1 – 1 ед., Р-381Т2 – 1 ед.; - 3 взв. р/разведки, Р-381Т1 – 1 ед., Р-381Т2 – 1 ед. (аналогичный 2-ому взводу); - взв. РТР, МАСРР (1РЛ243) "Рубикон" или «старичок» РПС-6 (1РЛ234) "Вектор"– 3 ед. Рота Р и РТР располагалась на фронте 18- В центре размещалась позиция ГОИ и 1 взв. р/р, справа 2 взв., слева 3 взв. (или наоборот), станции РТР придавались каждой позиции. В каждой машине комплекса разворачивалось 3-4 поста. Информация в ГОИ (Р-381Т3) поступала из 1-го взвода, который сопрягался со 2 и 3 взводами. Для резерва связи в комплект Р-381Т входит 2 рст Р-111 (в первых вариантах) или Р-171М (в последующих). В переднем отсеке каждой машины размещалась рст Р-123/Р-173 с аппаратурой ЗАС. Вход в аппаратную машины – сзади, открывается только одна створка - левая, вторая створка заварена «намертво» – на ней установлена автономная электростанция. Внутри два поста: первый расположен сразу при входе - за электростанцией, второй – глубже внутрь, пролезть туда, особенно зимой, в бушлате, весьма проблематично (по крайней мере мне, с ростом 185см). Почти весь внутренний объем заполнен Р-399А , Р-399Т , Р-381Т1-3;4… и др. + к каждому БП + примитивная ЭВМ на элементарной логике, все это «добро» конструктивно установлено на амортизаторы и закреплено в сварных каркасах, которые при монтаже изделия опускались во внутрь через прорезанные сверху газорезкой окна. Когда вся эта аппаратура включена, то от шума вентиляторов ЭВМ, от пищания преобразователей питания, от вибрации электростанции, создается впечатление, что ты летишь в самолете, но не в салоне для пассажиров и даже не в багажном отделении, а в отсеке для шасси. На крыше машины, за небольшими перильцами, располагается автоматизированная самораскладывающаяся (перед раскладыванием все равно надо залезать наверх – расчехлять, а в зимнее время – прокручивать редуктор вручную) антенна УКВ диапазона (Р-381Т1), которую можно вращать вручную изнутри. КВ антенна - неавтоматизированная – в маршевом состоянии ее мачты закреплены на правом борту машины (см.фото). В общем – все разработано и изготовлено в лучших военных традициях того времени. В целом, комплекс в эксплуатации особых проблем не имел, были нарекания по организации внутренней связи, ввода данных в ЭВМ и т.п. А в общем среднестатистический боец, отобранный для службы в разведке, довольно успешно осваивал технику.
Историческая справка про создание комплекса «Таран» Комплекс "Таран" Р-381Т (1г0.110.005ТУ) НИР «Таран» Выполнялась в соответствии с решением ВПК №140 от 1 июня 1970 года и приказом МРП №361сс от 10 июня 1970 года. Начало работы – 3 квартал 1970 года. Окончание работы – 2 квартал 1973 года. ТТЗ согласовано с в/ч 44386-Р,52686-Н,62965 в декабре 1970 года и утверждено организацией п/я В-2701 9 марта 1971 года. Соисполнители НИР: предприятие п/я Р-6465(ОКБ Барнаульского радиозавода) (в части демодулирующих устройств) и п/я А-3103 (Киевский НИИ электромеханических приборов) (в части средств регистрации). Цель работы: изыскание путей и инженерных решений по созданию автоматизированного радиоразведывательного комплекса тактического назначения, размещаемого на бронетранспортерах. Комплекс предназначен для радиоразведки систем и линий связи в диапазоне частот от 1,5 до 600 МГц при работе в условиях боевых порядков мотопехоты. Направления проектирования комплекса и входящей в него аппаратуры, принятые в 1971 году, были рассчитаны на обеспечение возможности широкой комплексной унификации средств радиоразведки тактического звена. В частности, предусматривалась полная унификация автоматизированных радиоразведывательных станций дивизионного комплекса со станциями аналогичного назначения армейского комплекса «Таран-У». Предусматривалась также широкая унификация аппаратуры как в пределах комплеса «Таран», так и с аппаратурой комплексов «Тюльпан» (комплекс-аналог для КГБ СССР, разрабатывавшийся на особый период) и «Альбатрос» (комплекс воздушного базирования). Кроме соисполнителей, оговоренных Решением ВПК, с 1970 года в работе участвовали Харьковский институт радиоэлектроники по частным вопросам НИР, объединение «Фонон» в части проектирования кварцевых фильтров для приемоиндикаторных устройств. Частное техническое задание на изыскание инженерных решений по построению автоматизированной системы отображения информации было выдано Харьковскому политехническому институту. В ходе НИР также были определены технические требования к таким устройствам, как бортовые ЭВМ, аппаратура связи и передачи данных, аппаратура топографической привязки, электроагрегаты, кондиционер. Эти технические требования были сообщены заказчику с просьбой рекомендовать соответствующие им конкретные типы имеющихся или разрабатываемых устройств. • Двух автоматизированных станций разведки в диапазоне 1,5-32 МГц (АСР-1); • Четырех автоматизированных станций разведки в диапазоне 30-100 МГЦ (АСР-2); • Двух автоматизированных станций разведки в диапазоне 100-400 (600) МГц (АСР-3); • Двух автоматизированных станций обработки информации и управления комплексом (АСО). Каждая станция должна была размещаться на бронетранспортере МТ-Лбу, быть полностью автономной, обеспечиваться средствами энерго- и жизнеобеспечения, быть работоспособной на стоянке и в движении. Время перевода станций из походного положения в боевое не должно было превышать 10 минут; антенные системы разворачиваться автоматически. Защита НИР «Таран» была проведена в июле 1973 года. Источник: http://www.radioscanner.ru/ | |
| |
Просмотров: 30252 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/15 |
Всего комментариев: 3 | |||
| |||