Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Ратное дело » ВДП

Грузовой контейнер ГК-30
История создания
 
В десантники подбирали людей физически сильных, до дерзости смелых, выносливых и находчивых. Ведь им надлежало действовать в тылу врага небольшими группами, а часто в одиночку. Там, за линией фронта, их поджидали на каждом шагу всякого рода неожиданности, смертельная опасность.
Но одна воля да смелость дела не решали. Боец в тылу врага должен быть отлично вооружён, обеспечен всем необходимым не только для боя, но и для жизни. А что для этого требовалось в первую очередь? Автомат, гранаты, ручной пулемёт, переносная радиостанция, взрывчатка, нож, противогаз, компас, запас продовольствия. В итоге набиралось всего немало: и по количеству и по весу.
Вес боевой выкладки вместе с основным и запасным парашютами достигал сорока пяти – пятидесяти килограммов. А у связистов, воинов некоторых других специальностей он составлял примерно семьдесят килограммов. Только одна радиостанция увеличивала нагрузку парашютиста на восемнадцать – двадцать килограммов. Если добавить собственный вес бойца, тяжесть его обмундирования, то получится солидная нагрузка, которую должен выдержать парашют.  А ведь чем больше вес, тем больше скорость снижения, следовательно, и жестче приземление. Бывали случаи, когда воины, прыгая с парашютом, получали тяжёлые травмы.

Что же оставалось делать? Уменьшить боевую выкладку? Но без оружия, боеприпасов, другого оснащения в тылу врага парашютист уже не боец. Надо было придумать что-то такое, чтобы и безопасность приземления парашютиста обеспечить и в тоже время сохранить, как говорят, всю амуницию.

 
 

Прыжок с парашютом Д-6 и
контейнером ГК-30.

 
 
Над этим вопросом думали многие специалисты. Решался он и на испытательном полигоне ВДВ. В частности, предлагались различные варианты рационального размещения оружия, боеприпасов, снаряжения на десантнике. Существовавшие в то время мешки, или «сидоры», как их в шутку окрестили солдаты, различные сумки и подсумки были хороши для матушки-пехоты, но никак не отвечали требованиям десантирования бойцов за линию фронта. В данном случае экипировка должна быть исключительно компактной, продуманной до мелочей.

Соображений по части экипировки высказывалось немало. Одни считали рациональным изготовление для десантников специального обмундирования с множеством вшитых карманов. В этих карманах, а также на поясном ремне предполагалось размещать всё, что входило в табельное имущество бойца. В какой бы местности, в какое бы время года он не приземлился – всё необходимое для жизни и ведения боевой деятельности было при нём. Можно себе представить, насколько тяжёлым становился десантники со всем этим «приданым».
Другие настаивали на изготовлении новых рюкзаков, вещевых мешков. Всё это при других условиях, может, и было достойно внимания, но в разгар войны (Прим.*  Имеется ввиду Великая отечественная война 1941-45гг) явно не подходило. Требовалось огромное количество материала, а самое главное – время, чтобы всю эту амуницию изготовить и испытать.

Предлагался ещё один способ экипировки: укладывать снаряжение бойца в специальную тару. Выпрыгнув из самолёта, десантник сбрасывал её на небольшом грузовом парашюте, который привязывался стропным шнуром длиною пятьдесят-сто метров к подвесной системе парашюта.
На первый взгляд всё казалось разумным. Но когда с карандашом в руках прикинули, подсчитали – стало ясно, что этот способ не годится, так как требовалось сконструировать грузовой парашют и упаковочную тару к нему и изготовить их не одну тысячу. Всё это промышленность раньше чем через год выдать не могла.

И ещё был довод не в пользу этого вида экипировки и десантирования. Представим себе групповой десант, выбрасываемый с самолётов одновременно. В небе, в непосредственной близости один от другого, раскрываются и людские и грузовые парашюты. Они схлёстываются, перепутываются. Кто мог поручиться за безопасность десантников?

Требовался иной подход к решению проблемы. Он был найден и предложен братьями Дорониными.

 

Десантники готовятся к совершению прыжка на тактических учениях. 
Хорошо видны грузовые контейнеры ГК-30 и парашюты Д-6 серии 4.

 
…Проводились испытательные прыжки по специальной программе. Наблюдая за парашютистами, Николай и Владимир Доронины обратили внимание, как двое из них за шесть-восемь метров до встречи с землёй быстро отстёгивали запасные парашюты и бросали их. Получалось, что парашютист сразу же становился на несколько килограммов легче и его приземление смягчалось. А запасной парашют оставался целым, так как падал с небольшой высоты.

Дорониных это заинтересовало. Когда прыжки закончились, они подошли к одному из офицеров, только что продемонстрировавшему этот приём уменьшения своего веса, полковнику Белоцерковскому:
- Вы всегда так поступаете? – спросил его Владимир, намекнув на сброшенный запасной парашют.

- Когда прыгаю с тяжёлым снаряжением – всегда.

- А что это даёт? – удивился офицер. – Становлюсь на шесть-семь килограммов легче. Всё дело в том, чтобы не допустить ошибки в определении расстояния до земли. Иначе можно вывести из строя запасной парашют.

Когда Николай и Владимир рассказали брату Анатолию о своих наблюдениях, тот удивился:

- Подумаешь «новинка». Я тоже так поступаю.

- А что же ты до сих пор молчал?

Анатолий смутился. В самом деле, надо было давно посвятить братьев в этот небольшой секрет. Но он просто не придавал этому значения.

Проблема, над которой ломали голову Николай и Владимир, решилась сама собой. Вставал другой вопрос: в чём бросать оружие и имущество десантника? В мягких мешках, ящиках, или какой-то другой таре? Снаряжение должно укладываться компактно и при ударе о землю оставаться целым так же, как и запасной парашют. Этим требованием полнее всего отвечал так называемый единый беспарашютный контейнер. Именно беспарашютный, так как парашют и стал камнем преткновения при решении этой проблемы. В контейнер должно входить всё снаряжение десантника, включая и радиостанцию. Вес, правда, получался немалый, около тридцати килограммов.

Оставалось подумать ещё над одним вопросом. Рядовой десантник, конечно же, уступал в сноровке и расчёте опытному парашютисту-испытателю. Если последний иногда ошибался в определении расстояния до земли перед тем, как сбросить груз, то, что требовать от новичка?
По своей неопытности он наверняка будет стремиться сбросить груз раньше времени и, следовательно, разобьёт в контейнере всё, что там находится.

Владимир предложил контейнер не бросать, а опускать за несколько метров на тонком, прочном шнуре. Тогда и имущество контейнера останется целым.
Когда Доронины изложили свои соображения начальнику полигона, тот поблагодарил их.

- Только не мы это придумали, - внёс ясность Николай. – решение нам подсказал опыт самих парашютистов.

В распоряжении Дорониных выделили различные типы радиостанций, которыми пользовались в тылу врага разведчики и десантники, автоматы, боеприпасы, продукты питания.

- Примеряйте, рассчитывайте, как удобнее разместить груз десантника в контейнере, - сказали братьям. – Но только чтобы максимум через две недели экипировка была закончена, и контейнер можно было снарядить для испытаний.

 
 

Снижение парашютистов.
Верхний снижается с ГК-30.

 
 
На расчёты, предварительную прикидку будущего беспарашютного контейнера ушло три дня. После этого в мастерской полигона Доронины изготовили несколько опытных образцов. Одни имели открытую форму в виде четырёхклапанных конвертов – портпледов, которые затем стягивались обычными ремнями. Другие выглядели, как ящики мягкой конструкции, которые закрывались сверху крышкой и закреплялись ремнями.  Третьи мало, чем отличались от обычных вещевых мешков – «сидоров», только имели по нескольку перегородок внутри и наружные карманы. Какие из них окажутся более пригодными – покажут испытания.

Когда беспарашютный контейнер в принципе был разработан, встал вопрос: где его разместить на парашютисте? Спереди? Сзади?

Испытания контейнеров начали ещё на земле. Бросили нагруженный «сидор» с вышки – он развалился. Бросили другой – то же самое. Все образцы грузовых контейнеров один за другим в ходе испытаний вышли из строя. Доронины ходили мрачнее тучи.

Братья сконструировали ещё один образец контейнера, затем ещё один, и только одиннадцатый по счёту вариант выдержал испытания. Контейнер остался целым, и грузы, уложенные в нём, не пострадали.

Параллельно с совершенствованием грузового контейнера велась работа и  над созданием подвесных систем, которые должны удерживать контейнер на парашютисте. Решить задачу тоже оказалось непросто. При испытаниях контейнер иногда отделялся от парашютиста в тот момент, когда раскрывался основной парашют или, наоборот, не отцеплялся. Десантнику в таком случае приходилось невольно приземляться вместе с контейнером, что могло привести к травмам.

В ходе наземных испытаний были опробованы около пяти различных подвесных систем, но только две из них были рекомендованы для проверки в воздухе. 

Насколько остра была в то время потребность в беспарашютных контейнерах, свидетельствует такой факт. Три опытных образца контейнеров, только что прошедших полигонные испытания, срочно затребовали в штаб ВДВ. Позже Доронины узнали, что с ними прыгали в тыл врага наши разведчики. Они-то и дали первую объективную оценку новому изобретению. Контейнеры, по заключению разведчиков, вполне отвечали требованиям военного времени.

В 1943 году грузовой беспарашютный портплед-контейнер под условным наименованием ГК-30 начал выпускаться серийно. В нём десантировались портативные радиостанции, боеприпасы, мины, гранаты, различное инженерное имущество, средства связи, медикаменты, и ГК-30, незначительно модифицированный, применяется до сих пор. Он позволяет увеличить запасной комплект боепитания, снаряжения и вооружения парашютиста-десантника. За рубежом подобная конструкция беспарашютного контейнера появилась только через несколько лет.
Погрузка парашютистов в самолёт Ан-2. 
Хорошо видны грузовые контейнеры ГК-30 и парашюты Д-1.
  

Назначение и устройство контейнера ГК-30

 

Грузовой контейнер ГК-30 (рис. 1) предназначен для десантирования на парашютисте-десантнике средств связи или других предметов боевой выкладки общим весом до 30 кг. Груз, упакованный в контейнере, отделяется от парашютиста в воздухе во время снижения и спускается на 15-метровой тесьме, прикрепленной к главной лямке подвесной системы. Таким образом, контейнер приземляется раньше парашютиста, вследствие чего уменьшается сила удара при приземлении десантника.

 
Рис. 1.
Общий вид грузового контейнера ГК-30 с упакованным в нем грузом


Контейнер состоит из портпледа, упаковки, подвесной системы, соединительного звена и переносной сумки.

Портплед (рис. 2) изготовлен из хлопчатобумажной водонепроницаемой ткани. В развернутом виде он имеет крестообразную форму.

 

Рис. 2.
Портплед грузового контейнера ГК-30


С внешней стороны к портпледу пришиты четыре ремня (два длинных и два коротких) для затяжки груза. Каждый ремень на одном конце имеет пряжку, а на другом – отверстия для застежки. Кроме того, к портпледу пришиты две ленты, также предназначенные для затяжки уложенного в него груза. На эти ленты в средней их части (у верхнего клапана) нашита уздечка для прикрепления соединительного звена. Концы лент у нижнего клапана имеют пряжки с зубцами, другие концы лент свободны; к этим концам пришиты чехлы из перкаля.

К верхнему клапану портпледа с его наружной стороны пришиты шлевки ремней и два кармана для укладки в них соединительного звена. С внутренней стороны клапана имеется клеймо "Верхний клапан". В центральной части портпледа к ремням пришиты две ручки, изготовленные из ленты ПЛ-14; для жесткости внутрь ручек вложены металлические скобы. Для прочности крепления ручек к портпледу на ткань в местах крепления нашиты усилительные прокладки из ленты ПЛ-43. В углах между основными клапанами портпледа имеются четыре стягивающих клапана с двумя завязками на каждом клапане.

В последнее время стали поступать на снабжение грузовые контейнеры ГК-30 второй серии. В отличие от койтейнера старого образца этот контейнер не имеет дополнительной упаковки, а сам портплед изготовлен из двухслойной материи с мягкой прокладкой между слоями. С внутренней стороны портпледа нашит карман из перкаля для предварительного размещения в нем радиостанции или других предметов. К каждому контейнеру придается специальный клапан, который нашивается с наружной части портпледа для размещения на контейнере спасательной лодки МЛАС-1 в случае подготовки к прыжкам с парашютом на воду с оружием и снаряжением.

Упаковка (рис. 3) предназначена для укладки в нее средств связи. Она представляет собой развернутый конверт. Наружный слой ее изготовляется из хлопчатобумажной водонепроницаемой ткани, средний – из войлока и внутренний – из бязи. На верхнем клапане упаковки имеется прорезь для вывода ручки радиостанции. На клапанах упаковки нашиты тесьмы-завязки.

 

Рис. 3.
Упаковка грузового контейнера ГК-30:
а – вид с наружной стороны; 
б – вид с внутренней стороны


Подвесная система (рис. 4) служит для крепления контейнера к подвесной системе основного десантного парашюта. Она состоит из двух ремней длиной 1,54 и 1,44 м. Ремни изготовлены из ленты ПЛ-43 в два сложения.

 

Рис. 4.
Подвесная система грузового контейнера ГК-30


Длинный ремень имеет одну пряжку со шпеньком, вмонтированную на расстоянии 1,2 м от конца ремня. На обоих концах ремня имеются отверстия для застегивания пряжек: на одном – круглые для застегивания ремня за подвесную систему парашюта, на другом – овальные для замыкания подвесной системы контейнера на парашютисте.

Короткий ремень имеет две пряжки со шпеньками: одну в середине ремня и другую (с укороченным шпеньком) на конце ремня. Второй конец ремня имеет круглые отверстия для пристегивания к подвесной системе парашюта.

В боевом положении ремни подвесной системы используются в качестве плечевых лямок, для переноски груза в контейнере.

Соединительное звено (рис. 5) соединяет отделившийся от парашютиста контейнер с подвесной системой основного парашюта. Оно изготовлено из капроновой ленты и имеет длину 15 м. На одном конце соединительного звена вмонтировано разъемное кольцо для крепления звена к подвесной системе парашюта; на расстоянии 1 м от него имеется петля для крепления разъемного кольца. На другом конце ленты находится петля для крепления соединительного звена к уздечке портпледа.

 

Рис. 5.
Соединительное звено грузового контейнера ГК-30


Переносная сумка предназначена для переноски и хранения контейнера; она изготовлена из авизента защитного цвета.

Укладка грузов в грузовой контейнер ГК-30 и крепление его на парашютисте.

Средства связи перед упаковкой их в портплед размещаются в войлочной упаковке. Грузы, не требующие дополнительной амортизации при приземлении (боеприпасы, продовольствие и др.), укладываются в портплед без упаковки.

Размещать грузы в портпледе надо так, чтобы верх предмета был обращен к клапану с клеймом "Верхний клапан" (со стороны уздечки).

После размещения груза в портпледе затягиваются сначала боковые, затем нижний и верхний клапаны. К уздечке портпледа присоединяется петлей-удавкой соединительное звено. Затем в один из карманов верхнего клапана портпледа укладывается уздечка портпледа. Соединительное звено складывается гармошкой и заправляется в карман портпледа.

Ремни подвесной системы контейнера крепятся к подвесной системе основного парашюта после присоединения к ней запасного парашюта (рис. 6). Короткие концы ремней подвесной системы контейнера прикрепляются за нижние части скоб промежуточной подвесной системы запасного парашюта так, чтобы ремень, имеющий на своем конце пряжку, находился с левой стороны. Длина ремней регулируется с помощью отверстий на концах ремней, закрепляющихся за скобы промежуточной подвесной системы.

 

Рис. 6.
 Присоединение ремней подвесной системы грузового контейнера ГК-30 к скобам промежуточной системы запасного парашюта


Крепление портпледа к подвесной системе производится с помощью другого лица после того, как парашютист надел основной парашют. Прежде чем присоединить портплед, свободный конец соединительного звена нужно обернуть два раза вокруг нижней части главной лямки подвесной системы основного парашюта, а разъемное кольцо закрепить за петлю соединительного звена (рис. 7, а). Затем ремни подвесной системы контейнера продеваются в ручки портпледа и застегиваются так, чтобы пряжка левого ремня находилась под грудной перемычкой над карабинами крепления запасного парашюта (рис. 7, б). Оставшийся конец правого ремня заправляется под грудную перемычку.

а.б. 

Рис. 7.
Крепление грузового контейнера ГК-30 на парашютисте
а – присоединение соединительного звена к главной лямке подвесной системы; 
б – крепление контейнера.

В воздухе после раскрытия основного парашюта парашютист внимательно осматривается, убеждается, что под ним нет другого снижающегося парашютиста, и правой рукой расстегивает ремни подвесной системы контейнера; при этом портплед отделяется от десантника и повисает под ним на соединительном звене.
 

 


Источник: http://desantura.ru
Категория: ВДП | Добавил: kubik (05.04.2009)
Просмотров: 10481 | Рейтинг: 3.6/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]